Меховой словарь - часть II.

Изделия из меха: шуба, тулуп, доха, дубленка, манто и блана.


Шуба - мужская или женская одежда из меха различного покроя. Название от арабского jubba - одежда с длинными рукавами. Встречается в русском языке со 2-й половины XIV в. Несомненно, что меховая одежда на Руси была распространена задолго до появления заимствованного названия, но шубой вплоть до конца XIX в. называли не всякую меховую одежду, а только крытую сверху тканью - бархатом, парчой или простой крашениной в зависимости от достатка владельца. Меховые изделия шились мехом внутрь, мехом наружу шубы выворачивали только во время некоторых обрядов с магическими целями. Шубы служили не только зимней, но и парадной и сословной одеждой - боярам, во время свадебного чина и т.д. Мех выбирали по достатку - от соболей до зайцев и овчины. Название "шуба" в XIX в. стали относить и к тяжелым, очень длинным, широким, ваточным пальто с меховым воротником. Их, как правило, не застегивали, так как на мехе не делали прорезных петель. Россия издревле славилась своими мехами, разнообразие которых было чрезвычайно велико. В литературе часто можно встретить выражение "шуба на бобрах". Выше всего ценился камчатский бобр с проседью; польский (речной) стоил несколько дешевле. Черные и рыжие лисы, белки и куницы, каракуль различных цветов, хорьки и еноты, баргузинские соболя служили материалом для шуб купечеству, богатым промышленникам. Долгое время в качестве материала не упоминались медвежьи шкуры, что было связано с древним отношением к медведю как племенному тотему, но в XVIII в. появляются медвежьи полости, а затем и шубы из медвежьего или волчьего меха. С конца XIX в. распространяются мужские шубы мехом наружу, а с XX в. вышли из употребления женские крытые тканью шубы.

Тулуп - просторная, как правило очень длинная верхняя одежда мехом внутрь (обычно не крытая), с большим меховым воротником; домашняя меховая одежда, крытая тканью. Строго говоря, тулуп - это нагольная, т.е. мехом внутрь, и ничем не крытая шуба, для которой основным материалом служит овчина. Но еще в допетровскую эпоху в городах зажиточные люди крыли любую меховую одежду тканями различного качества - сукном, шелком или простой крашениной, а знать расшивала камнями и металлическими бляхами. Это было связано с тем, что простые люди носили меховую одежду только в холодное время года, богатые же - как признак своего имущественного и социального положения - даже летом. Без тулупа не отправлялись в дорогу, и просторный, неотрезной по талии тулуп просуществовал до начала XX в., вытесненный из деревни заимствованной у северных народов дохой. Это естественно, так как одежда мехом наружу в деревенском быту оставалась табуированной гораздо дольше, чем в среде горожан. Простые крестьянские тулупы окрашивались редко, и преобладающим цветом были различные оттенки желтого. При покраске предпочитали коричневый, черный или синий цвет. В XX в. название "тулуп" перешло на меховую приталенную одежду, тоже нагольную, но по длине достигающую лишь колен. Тулуп, род домашнего теплого халата, мог быть сделан из любого доступного владельцу меха, например, заячий тулуп, козий тулуп и др.

Доха - зимняя просторная одежда с широкими рукавами и большим воротником, сшитая мехом наружу. Название от калмыцкого doha - шуба мехом наружу. У славянских народов одежда мехом наружу имела сакральный смысл и употреблялась с магическими целями - во время колядования и др. Поэтому доха вошла в обиход лишь во второй половине XIX в. Одолеть санную дорогу во время сильных морозов, не накинув на шубу доху, путешествуя из Сибири в Москву или Петербург, было невозможно. В России в таких случаях пользовались тулупом, но по мере возрастания роли сибирских капиталов в российской экономике все чаще появлялись на столичных улицах рослые, крепкие бородатые мужчины в необычной для средней полосы одежде - дохе. В 1880-90-е гг. доха вошла в моду не без влияния американских золотоискателей, которые, также как и русские промышленники, перенимали отдельные бытовые привычки местного населения, руководствуясь здравым смыслом и опытом аборигенов. Модные щеголеватые дохи конца XIX в. шили из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке. Поверх другой верхней одежды доху накидывали не застегивая. Тогда же появились и дохи из собачьих, волчьих или бараньих шкур. В европейской части России доху надевали только во время поездок, а в Сибири и на Дальнем Востоке они были обычной зимней одеждой, причем предпочитали дохи волчьи и сверху и изнутри.

Дубленка - шуба или куртка из дубленых овчин мехом внутрь, кожей наружу, без последующего покрытия лицевой стороны тканью. На Руси шубы крыли бархатом, шелком или сукном; нагольные, т.е. не покрытые тканью, носили только бедные. Однако в XIX в. нагольными называли шубы или полушубки, не подвергнутые окраске, характерного желтоватого цвета, их носили только в деревне. Вероятнее всего, что именно к концу XIX в. получает распространение дубленка, близкая по приемам отделки (с последующей окраской) к современной.

Манто - женская верхняя одежда просторного покроя, из ткани или меха, без сквозной застежки. Это название получило распространение в XIX в., что, вероятно, связано с разнообразием верхней женской одежды европейского образца еще в XVIII в. и одежды, близкой по покрою к клоку, салопу и др. Манто не вышло из моды и в XX в., но под ним стали подразумевать меховую одежду свободного покроя. Понятие "меховая" для XVIII-XIX вв. отличается от представлений XX в., когда и мужская и женская одежда шилась мехом внутрь и крылась какой-либо тканью. В XX в. появляются изделия мехом наружу. Впервые такой обычай возникает в 1890-е гг. как мужской костюм, вошедший в обиход в Европе под влиянием североамериканской моды, рожденной "золотой лихорадкой". В 1900-е гг. тщательно подобранный мех уже получил широкое распространение как единственный материал для дамских манто, которые по-прежнему отличались от других меховых изделий (шуба) отсутствием сквозной застежки.

Блана (чеш.) - длинное женское зимнее пальто с меховой подкладкой, которое частично волочилось по земле. Носилось с начала XV века.